top of page
Рамис Тагиев: "Огонь, вода и газовые трубы"

Март 2010, материал был подготовлен Николаем Хренковым

Опубликован в корпоративном журнале «Газпром»

     Рамис Тагиев —

     пожарный, моряк, ученый

 

     У него в кабинете справа на шкафах стоят статуэтки пожарных — металлические, фарфоровые, керамические. Всего эта коллекция насчитывает две с лишним сотни фигурок, которые он собирал по всему миру. Слева на стене выстроились наградные дипломы и почетные грамоты.

     Интересное сочетание, наглядно демонстрирующее отношение этого человека к делу, которому он служит уже более 40 лет. Надо сказать, что Рамис Тагиев, заместитель генерального директора — начальник Управления противопожарной безопасности и новой техники ООО «Газпром газобезопасность», — специалист уникальный как в «Газпроме», так и во всей России.

 

Тагиев Рамис Марданович

     Романтическая профессия пожарного не была мечтой его детства. На эту стезю он попал случайно, в основном благодаря своему отцу, человеку суровому и склонному к нравоучениям, которые Рамису были не по душе. Поэтому когда после окончания школы родственник предложил ему поступать в Харьковское пожарно-техническое училище, то определяющим фактором для нашего героя стало расстояние от родного Баку до Харькова. И только начав учебу, он понял, чему посвятит свою жизнь.

     Получив по окончании училища звание лейтенанта, Рамис Тагиев вернулся в столицу Азербайджана, где заступил на должность начальника караула. Уже спустя несколько месяцев он получил свою первую медаль «За отвагу на пожаре», отличившись при тушении командного пункта на военном аэродроме. В 1979-м Рамис окончил в Москве Высшую инженерную пожарно-техническую школу МВД СССР и, снова вернувшись в Баку, через несколько месяцев был выдвинут на должность заместителя начальника Морского пожарного отряда по охране объектов «Каспморнефтегазпрома». А в 1985 году возглавил это уникальное подразделение, аналогов которому не было в мире. В состав отряда входили пожарные суда водоизмещением до 3 тыс. т и экипажем порядка 80 человек, которые действовали по всей акватории Каспийского моря. Что такое пожар на нефтяной платформе, где на маленькой площадке сгруппированы оборудование, производственные и жилые помещения и при этом отсутствует возможность экстренной эвакуации, показали события 6 июля 1988 года в Северном море.

 

     Укрощение стихий

 

     Тогда платформа Piper Alpha (производительность 317 тыс. баррелей нефти в день) была уничтожена за два часа, погибли 167 человек. Ущерб составил 3,4 млрд долларов. За время работы Морского отряда в 1980-е годы и во многом благодаря ему, погибших в результате пожара нефтяников и газовиков на Каспии не было, хотя форс-мажорные ситуации, конечно, возникали нередко. Одну из них Рамис Тагиев запомнил на всю жизнь.

     Случилось это накануне открытия первого Съезда народных депутатов СССР в мае 1989-го, когда вся страна прильнула к телевизорам, ожидая невиданного доселе шоу. Морскому отряду было не до этого. Во время проведения капремонта на глубоководной нефтяной платформе со второго яруса рухнул трактор, произошла разгерметизация скважины, а за ней полыхнули остальные пять (на море скважины расположены буквально впритык друг к другу). Скважины были высокодебитные, огненный нефтяной фонтан — мощным, и к месту аварии устремились шесть пожарных судов.

     Волнение на море достигало в тот день семи баллов, поэтому пожарное судно то взмывало над неподвижно стоящей платформой на высоту трехэтажного дома, то, наоборот, опускалось на 7 м ниже среза ее палубы. Здесь требовалось поймать момент, когда посадочная площадка платформы встанет вровень с судном, чтобы за эти считанные секунды высадить двух-трех человек, а потом опять на новый заход, с постоянным риском столкновения, которое грозило катастрофой.

Кроме того, сложившаяся ситуация постоянно требовала нестандартных решений. Например, возникла необходимость расставить пожарные корабли для подачи на охлаждение скважин стационарных стволов. Только эти суда могли обеспечить подачу 20 тыс. куб. м воды в час, однако глубина моря на месторождении не позволяла пожарным кораблям бросить там якорь. Тогда на место подогнали океанские буксиры с более длинными якорными цепями, а пожарные суда прикрепили к ним стальными тросами через лебедку, удерживая их таким образом на одном месте.

     В качестве консультантов по ликвидации фонтанов на скважинах были приглашены специалисты из США, которые внимательно все изучили и согласились выполнить эту задачу за 30 дней, если каждому из 20 работающих на объекте сотрудников их фирмы будет ежедневно выплачиваться по 5 тыс. долларов. Сумма оказалась неподъемной, поэтому проблему решили силами Морского отряда и Каспийской военизированной части по ликвидации фонтанов. Менее чем за три недели все работы были завершены, кроме того, с морской поверхности собрали всю разлившуюся нефть.

 

     Теория с практикой

 

     Побывавшая на месте аварии комиссия во главе с заместителями министра нефтяной промышленности СССР Борисом Никитиным и Леонидом Филимоновым высоко оценила деятельность Морского пожарного отряда — и Рамис Тагиев был досрочно представлен к званию полковника.

А дальше начались трудные времена. СССР распался на 15 независимых государств, в ряде которых пришедшие к власти национальные элиты стали проводить откровенно шовинистическую политику. В Азербайджане такая ситуация возникла в годы правления Народного фронта, и у Рамиса Тагиева возникли проблемы с «пятым пунктом». Его вызвали к высокому начальству, где заявили, что он не может больше командовать Морским пожарным отрядом ввиду не титульной национальности его матери, и предложили перейти на лейтенантскую должность. Абсурдность как обвинения, так и предложения не оставляли нашему герою выбора: надо было перебираться в Россию, где его уникальный опыт и знания могли быть востребованы.

     Правда, так получилось, что дорога в Россию для Рамиса Тагиева и его семьи пролегла через… Вьетнам. Еще во времена СССР он ездил туда в командировки, занимаясь организацией пожарной охраны объектов советско-вьетнамского совместного предприятия «Вьетсовпетро», которое добывало нефть на шельфе. «У вьетнамцев было несколько пожарных судов „Вихрь“, аналогичных нашим на Каспии, — вспоминает Рамис Марданович. — Но как работать на них, они толком не знали. Выходили в море на месторождение, бросали якорь и ловили рыбу. Хотя надо отдать им должное — народ они умный и быстро обучаемый. Так что вскоре нам удалось поставить дело пожарной безопасности на твердую основу».

     С 1993 по 1995 год Рамис Тагиев руководил созданной им же морской пожарной службой СП «Вьетсовпетро», а потом получил приглашение в «Газфлот», где возглавил отдел по промышленной и пожарной безопасности. На этой должности Рамис Тагиев много сделал для возрождения аварийно-спасательного флота ОАО «Газпром», разработки систем безопасности и спасения персонала морских объектов по добыче нефти и газа на Штокмановском и Приразломном месторождениях.

     Параллельно с этим наш герой защитил сначала кандидатскую, а впоследствии и докторскую диссертации, в которых прорабатывал научно-методические аспекты обеспечения промышленной безопасности при разработке морских нефтегазовых месторождений. В настоящее время он — единственный в России специалист, который является одновременно и теоретиком, и практиком в этой области. Да и в мире таких специалистов можно пересчитать по пальцам, поэтому Рамиса Тагиева не раз приглашали американские, британские, корейские фирмы, а также компания Sakhalin Energy для проведения экспертизы проектов по разработке месторождений углеводородов в части их промышленной безопасности.

     В 2003 году его назначили заместителем Генерального директора ООО «Газпром газобезопасность», где он, проводя единую техническую политику, координирует деятельность служб пожарной безопасности более 100 компаний, входящих в Группу «Газпром».

 

     Шахматы в динамике

 

     Организованная под руководством Тагиева работа по созданию и внедрению новейших высокоэффективных установок пожаротушения для защиты газоперекачивающих агрегатов, которые по быстродействию и эффективности в десятки раз превышали характеристики старых систем, была отмечена премией ОАО «Газпром» в области науки и техники за 2006 год, а также Национальной отраслевой премией «Зубр». Недавно к этому списку добавилась и отраслевая премия «Газпрома» за 2009 год за внедрение быстродействующей установки пожаротушения с применением пленкообразующих пенообразователей, которые используются на УКПГ.

     Семейное хобби Тагиева и его супруги — бильярд. «Игра интересная, это своего рода шахматы в динамике, — рассказывает он. — Да и семью сплачивает». Тренировки и участие в турнирах занимают все свободное время. В прошлом году в «Газпроме» был организован первый турнир по русскому бильярду на приз Председателя Правления Алексея Миллера. В рамках этого мероприятия отдельно проходил VIP-турнир, в котором на зеленом сукне мерялись силами руководители компаний Группы «Газпром». Рамис Тагиев занял в нем первое место. «Я, честно говоря, не ожидал, что выиграю, — говорит он, — ведь среди начальников департаментов и Генеральных директоров компаний „Газпрома“ есть много классных игроков. Но, конечно, всегда приятно быть первым в своем деле».

 

Полный комплекс экспертных услуг в области пожарной безопасности сложных промышленных предприятий

ЭКСПЕРТЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

20-летний уникальный опыт работы - для вас!

bottom of page